Реклама

Друзья сайта



 

Из истории винопития

История употребления спиртного уходит вглубь веков, на многие тысячелетия, причем первоначальным поводом для «винопития» являлось желание достичь опьянения, сопряженного с приятными ощущениями, благодушием, ощущением тепла, радости, особого комфорта и т. д.

Тысячелетиями исчисляется знакомство человека с многочисленными вредными последствиями и несчастьями, с которыми сопряжено пьянство. Такой же «стаж» и у разных средств борьбы с пьянством, среди которых было немало и жестоких, и нелепых. Исходя из этого, некоторые люди, преимущественно из числа злоупотребляющих алкоголем, делают неожиданный и удобный для себя вывод: пьянство, дескать, было всегда и, видимо, будет вечно, бороться с ним бесполезно.

В былые времена даже на кол сажали за пьянство, а ведь не отучили от него. Тяга к вину, видимо, в самой натуре человеческой и, значит, сделать здесь ничего нельзя. Иногда, перебирая историю и клевеща на наш народ, говорят, что якобы особая тяга к вину всегда наблюдалась у народов дореволюционной России, приводят иногда стародавнюю и никак не обоснованную формулу «веселие Руси есть пити».

На основании научных и исторических данных поспорим с такой «системой доводов».

Во-первых, пьянство сознательно поощрялось веками, потому что было выгодно казне. И не только, но и многим откупщикам, многочисленным винокурам, кабатчикам, шинкарям и т. д., у пьянства были, как видим, далеко не только «психологические», но и явные социальные корни.

На пьянство толкала страшная нужда, нищета, бесправие, обиды, несправедливость, темнота и невежество, бескультурье и самое главное — безысходность положения, беспросветность, бесперспективность.

Во-вторых, одурманивать народ пьянством, отвлекать его от социальной, политической борьбы — это тоже был прямой расчет эксплуататорской верхушки общества. Необходимо отметить, что и русская православная церковь, в отличие от ряда других конфессий, не налагала строгих запретов на пьянство, и даже среди самых православных священников, монахов, певчих церковных хоров было немало, мягко говоря, злоупотребляющих спиртным.

Но мы хотели бы подчеркнуть, что иногда неправильно преувеличивают представление о распространении пьянства среди трудового народа в дореволюционной Руси. Вот что пишет журналист В. Халин на страницах газеты «Правда» (Правда, 1983, 16 февраля): «Мнение о якобы исконном пристрастии на Руси к водке исторически недостоверно. Издревле у нас простой люд пил редко. Пир собирали только по большим праздникам, всего несколько раз в году. И не для того пускали чашу по кругу, чтобы упиться. Не хмельные меды и пиво веселили радость общения, желание на людей посмотреть да себя показать.

В будни бражничать считалось позорным, греховным... А вот ныне питейные традиции чрезвычайно сильны. Причем не только у нас — во всех высокоразвитых странах».

В книге советского писателя Валентина Распутина «Последний срок» старая крестьянка говорит о том, что когда-то очень давно в ее деревне был один-единственный пьяница, все его так и звали «Федька-пьяница», он был один, который мог быть пьяным в будни. На то он и был известный пропойца, а все остальные мужчины в деревне не пили, а работали, им нельзя было пить, у них было дело, работа, надо было кормить себя и семью, они выпивали один-два раза в году, да и то в меру, себя помнили.

На пьянство толкали и страшная нужда, нищета, собственная недисциплинированность и нетребовательность к себе. Социальные корни у пьянства были, и весьма серьезные, о них сказано выше, но никакой внутренней извечной тяги к спиртному, физического или биологического влечения к нему в природе человека нет.

Борьба с алкоголизмом, вся антиалкогольная работа и пропаганда должны опираться на научные принципы, на точное знание, в том числе и на строго научный подход к истории этого вопроса. В природе человека, как уже говорилось, нет никакой внутренней тяги к спиртному, никакого извечного, природного влечения к нему, нет никакой биологической необходимости или потребности в его введении.

Представление же о русском человеке как о потенциальном пьянице, что якобы подтверждается российской историей, - злонамеренная ложь и оскорбление народа, иногда муссируемое и повторяемое его недругами за рубежом.















 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Друзья сайта


Материал общедоступен, перепечатав поставьте ссылку на сайт (спасибо)

Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 21-го года,
согласно Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". +21